Как вы уже, наверное, знаете, на прошедшем Игромире 2011 состоялась закрытая презентация игры World of Warplanes, и мы просто не могли пропустить такое событие, так что заняли самый ранний слот в бизнес день и отправились изучать новое творение Варгеймингов. Оговорюсь сразу — нам показали альфа-версию игры с ограниченным набором техники, карт и отключенной системой прокачки. И первое, да наверное самое главное впечатление: самолеты — это вам не танки! Многие элементы интерфейса или моделей самолетов покажутся привычными для заядлых танкистов, но сам бой, его динамика и скорости — это что-то совершенно новое.
Начну, пожалуй, со скоростей; в некоторых интервью уже мелькали вопросы об этом, ведь на движке BigWorld есть определенные ограничения, но, как и ожидалось, разработчикам замечательно удалось обойти эти условности. Хитрое масштабирование прекрасно создает ощущение больших скоростей. Главное, что скорость действительно ощущается, причем скорость во всем. Если вы думаете, что летящий на всех парах Т-50-2 — это быстро, значит вы еще не видели истребителя, пикирующего на ваш штурмовик. Одно следует за другим — выше скорость, выше динамика боя, сражения на тесте проходят очень быстро, и самолеты падают вниз один за другим, подбитые меткими очередями. То есть настоящее такое бодрое рубилово примерно в центре карты. Как признали сами разработчики, тестеры не очень много внимания уделяют тактикам и хитрым маневрам, так что штурмовики и тяжелые истребители сражаются тут бок о бок с юркими одномоторными самолетами, вместо того чтобы зайти на базу врага и все там разбомбить. В перспективе сражения сыгранных команд будут выглядеть совершенно иначе, но рандомные бои, мне кажется, останутся именно такими — веселыми, быстрыми и слегка безумными. Кстати, геймдизайнеру, показывающему нам игру, очень здорово удалось продемонстрировать работу облаков, и в них на самом деле очень малого схожего с кустами из World of Tanks.
Постараюсь описать ситуацию — геймдизайнер на Ил-2 летит прямо в центр карты, видит перед собой три вражеских истребителя и резко уходит вверх, скрываясь в облаке; истребители его больше не видят, но и для него они пропадают. Тут же на скорости он вылетает из облака, примерно представив, где будут вражеские машины и — вуаля — прямо в прицеле оказался один из них. Короткая очередь, уничтожившая вражеский самолет, и опять уход в облака. В самолетах все быстрее, даже «кусты», в которых вас не видно — это лишь секунды передышки, за которые хороший пилот должен принять единственно верное решение, ведь получить «на хвост» пару юрких истребителей, когда вы на медленном штурмовике, ой как не приятно.
Ил-2? Да кому он нужен, тут бы до F-3 Demon докачатся!
По ходу презентации нам продемонстрировали геймплей за разные классы — истребители, тяжелые истребители и, наконец, штурмовики, разве что палубные истребители не засветились. Начну по порядку.
Истребители, как и ожидалось, очень быстрые маленькие засранцы, с легкостью пристраивающиеся в хвост к более медленным тяжелым истребителям и штурмовикам. Хотя скорость — это не всегда хорошо, мы несколько раз видели, как истребители очень близко знакомились с ландшафтом, просто не успевая «вытащить» машину из какого-то крутого пике. Оценить дамаг представленных самолетов довольно сложно, поскольку продемонстрированная техника была не топовая (тот же Ил-2 двухместный — это 6 уровень, да, да, нам показали деревья прокачки, хоть это и не входило в презентацию :Р), но по личным ощущениям в бою против того же штурмовика его придется именно «ковырять», а не сбивать одной очередью. Да и здоровьем эти ребята не блещут, во время уничтожения зениток на вражеской базе геймдизайнер заявил, что истребители тут бы и 10 секунд не протянули в отличие от его Ил-2, который хоть и получал дамаг, но вполне бодро выпиливал ракетами зенитные орудия. Наверное, самый сложный в управлении и освоении класс, но и самый опасный при умелом контроле.
Тяжелый истребитель мне показался этакой рабочей лошадкой в самолетах — как ИС-7 в танках: все вроде средненько, но в совокупности очень даже неплохо, а главное — просто в освоении. То есть живучее и дамажнее истребителя и побыстрее штурмовика. К тому же на показанной нам модели тяжелого истребителя был стрелок сзади, а это на самом деле очень сильно повышает выживаемость. Стрелок управляется ботом, и в случае возникновения угрозы сзади открывает огонь по врагу. Нам, кстати, удалось это увидеть в действии, и, судя по увиденному, самолеты с подобными стрелками сзади не менее опасны, чем при столкновении лоб в лоб. Так что готовьтесь изучать вместо точек пробития танков, «мертвые зоны», где этот стрелок не сможет вас достать, когда вы заходите в хвост вражеского самолета. Кстати, как раз то, о чем я говорил, мелким истребителям просто необходимо знать, как правильно заходить на более тяжелые машины с турелями, в противном случае жизнь их будет коротка и печальна. Пресловутый стрелок обладает своим набором умений, похожим на дерево прокачки скиллов из рпг, но об этом подробнее в нашем интервью с разработчиками. Тяжелый истребитель явно попроще в управлении и контроле, а нормальный запас прочности и турельки позволяют допускать некоторые ошибки в отличие от тех же истребителей.
Штурмовики, как и артиллерия в танках, имеют вполне конкретную задачу в каждом бою — сравнять с землей вражескую базу. Об этом уже неоднократно говорилось, для этих задач они вооружены разнообразными ракетами и даже бомбами. Мне почему-то казалось, что при столкновении с другими самолетами эти медленные машины будут легкой добычей для более маневренных и скоростных истребителей, собственно, как и артиллерия в танках при столкновении с ст. Но не тут-то было, во-первых, большой калибр пушек еще никто не отменял, а пуля летает быстрее любого истребителя, да и турельки вместе с большим запасом прочности очень выручают. Все следящие за игрой уже, наверное, знают, что у самолетов будет возможность хитрым образом закрепить камеру на противнике, чтобы видеть его, когда он обходит со спины; просто незаменимая функция для штурмовика. Когда истребитель садится вам на хвост, да еще делает все грамотно, не подставляясь под огонь турели, штурмовик как раз-таки должен следить за положением вражеского самолета и постараться подставить его под огонь стрелка сзади. При этом, естественно, необходимо следить и за тем, что происходит прямо перед носом, в общем, интересная такая дуэль получается. Сложность игры, наверное, повыше, чем у тяжелого истребителя, но все же большой запас хитов и турели упрощают жизнь.
Тащим на скилле!
Как я уже писал, сражения в World of Warplanes гораздо более скоротечны, чем в танках, и сильнее зависят от личного скилла игрока. В танках, само собой, тоже есть такое понятие, как личный скилл, но в сражениях опытных команд гораздо больше зависит от тактики. То есть сбить умелого пилота на истребителе, вылетев на него, скажем, в три тяжелых истребителя — это совсем не то же самое, что расстрелять выехавшую из за угла семерку в три ствола. Здесь потенциальная жертва, нарвавшись на засаду, может моментально заложить какой-нибудь лихой вираж, уйдя с линии огня (а вы как хотели, поворачивающейся башни больше нету, целиться приходится в пределах небольшого круга перед носом самолета). Еще несколько секунд — и истребитель уже у вас на хвосте, как вы понимаете, бой может окончиться совсем не в вашу пользу. Само собой, рано судить о том, как это все будет играться на релизе, когда кланы серьезно возьмутся за тактики и разработку стратегий, но пока впечатления именно такие. Наверное, как и в реальности, в воздушных боях больше места для индивидуальностей и проявления каких-то личных умений, чем в размеренных баталиях на суше.
Скорее всего, больше внимания придется уделять наработке связок из 2-3 пилотов, нежели слаженным действиям раша танков, с таргет колерами, помечающими цели для убийства. Иные стратегии и уровни взаимодействия, но от этого не менее интересные. Как там в песне было:
«Это вы, вьетнамцы, врете зря
В шлемофоне четко слышал я:
Коля, жми, а я накрою!
Ваня, бей, а я прикрою!
Русский ас Иван подбил меня»
Вот что-то похожее так и просится на язык, когда видишь слаженные действия пары истребителей в в World of Warplanes.
Немного эксклюзива
Я писал выше, что нам удалось подсмотреть планы по деревьям прокачек всех наций, и они оооооочень впечатляют. Во-первых, каждый класс будет прокачиваться до максимального 10 уровня. Во-вторых, в большинстве классов техника 10 уровня будет не единичной, одних истребителей 10 уровня у Советов запланировано 4 или 5. В-третьих, у американцев засветились таки палубные истребители, причем с двумя десятыми уровнями, один из которых F-3 Demon. В релизе, конечно, всех этих сотен машин мы не увидим, будут определенные линейки классов, каждой нации свой класс поначалу, и потом постепенно будет добавляться все остальное многообразие, планы по технике действительно грандиозные. К тому же альфа-тестеры и бета-тестеры получат различные самолеты, как участники теста, так что записывайтесь 😉
По впечатлениям — все, смотрите наше интервью; в нем, как обычно, много новой информации не только для тех, кто недавно узнал об этой игре, но и для тех, кто давно уже следит за разработкой.